Дыхание художника (1960 г.)
Это работа итальянского художника Пьеро Мандзони (1933-1963), основной период творчества которого начинается во второй половине 50-х и продолжается до смерти автора. Вот что говорит о нем Ирина Кулик на лекции в Музее «Гараж»: «Проживший всего тридцать лет итальянский художник Пьеро Мандзони — один из ключевых персонажей современного искусства, чьи произведения, парадоксальные и ироничные, бросали вызов всем представлениям о том, чем именно может быть художественное творчество. Он начинал с экспериментов в области цвета и фактуры, чтобы затем прийти к проектам, которые можно считать основополагающими для концептуального искусства».

Как и все концептуальное творчество Мандзони, интересующий нас перформанс состоял из тщательно продуманного жеста. «Дыхание художника» заключалось в том, что зрители получали от автора воздушные шары, наполненные воздухом из его легких (тем самым дыханием художника). Пьеро Мандзони одновременно издевался и над романтическим мифом о художнике, который творит только возвышенное, и над потребительским обществом, которое под эмблемой искусства готово купить что угодно. Его как автора интересовали темы видимости и невидимости, осязаемости и эфемерности искусства. И, конечно, взаимодействия между продуктами искусства и жизнедеятельности человека. Методы, которые Мандзони использует в работе, исторически важны: от них можно проводить параллели и к традиции реди-мейдов, взятых еще Марселем Дюшаном, и к развивающемуся позднее концептуализму.

Но вернемся к нашему реэнактменту. Несмотря на то, что заложенные Мандзони идеи в «Дыхании художника» по-прежнему справедливы (ажиотаж вокруг известности и восприятие искусства как рынка), мы расширили перформанс за счет участия сразу двух художниц: актрисы Варвары Шмыковой, имеющей большой опыт в профессии, и Кристины Павловой, только начинающей свою карьеру в театре. Для нас известность не является показателем успешности художницы или художника, как и успех не кажется важной для искусства категорией. Поэтому помещение людей, находящихся на разных этапах профессионального пути, в пространство совместной работы — концептуальный жест в духе Мандзони, очищающий слово «художник» до простых и честных основ.
Исполнительницы:
Кристина Павлова, Варвара Шмыкова