Cut Piece (1964 г.)
В ходе этого перформанса художница Йоко Оно сидела в платье на коленях перед зрителями, каждый из которых мог подойти к ней, чтобы отрезать кусочек одежды с помощью ножниц, лежащих неподалеку. Будучи реакцией на затяжную войну во Вьетнаме, перформанс Йоко Оно демонстрировал и угнетенное положение женщины в современном художнице мире. Передача зрителям ответственности за свое тело была для Йоко Оно жестом демонстрации патриархальных устоев, которые вместе с насилием царят в окружающем ее мире.

Как мужчины-кураторы мы посчитали невозможным репрезентировать искусство, созданное женщинами, не имея опыта столкновения с проблематикой, которая для этого искусства характерна. Но мы также понимали, что не ставить феминистский перформанс в программу — это умолчание о целом культурном пласте. Оказавшись в противоречии, мы решили убрать себя как художников из реэнактмента Cut Piece и руководствоваться советами и желаниями, которые поступают от исполнительницы реэнактмента — перформерки Эни (они идентифицируют себя как небинарную персону и говорят о себе во множественном числе, но попросили использовать феминитивы выше, чтобы более плавно войти в разговор). Разговаривая о форме участия Эни в Cut Piece, мы получили от них сообщение, которое и стало точкой отсчета в работе:
«У нас, на самом деле, вообще никаких эмоций к "точке доступа" и это кажется нам интересным, в смысле автономности. Мы не зависимы от профессионального интереса, обязательств и т.д.. мы вообще не внутри. Мы здесь/ потому что вы здесь/ потому что чувствуем любовь. У нас так. Можем не знать близко, но есть мощный импульс. Это тоже важно. Равнодушие к фесту и отклик к нашему коллабу.

Нам хочется минимализировать наше присутствие на фестивале насколько это возможно. Это важно для нас. Есть причины внутренние. Мы не все сможем объяснить, но постораемся передать импульс.

Вот, чего у нас нет:
Профессии, статуса, опыта, имени, защиты государства, постоянной работы, денег, безопасности, стабильности, авторитетов тоже нет, нет желания использовать профессиональные навыки, как скилы, нет желания знать, что будет и быть готовыми. Нет желания жаловаться на это. Наше платье тоже не наше/наше платье подарено подругой, с которой уже давно потеряна связь/и дружба и платье уже как будто не наши/нет ничего нашего/нас нет

Вот, что у нас есть:
Нас пугает формат фестиваля — мы хотим это использовать.
Мы чувствуем отсутствие в моменте, надстройку над ним — мы хотим это использовать (здесь конечно больше про внутреннее, потому что как использовать вообще не ясно и ок)
Мы чувствуем наше отсутствие, как акционизм.

Мы чувствуем, что несём насилие в нашем опыте и это проявляется бессловесно в абсолютной тишине и не требует никакого объяснения. И здесь мы — это не мы Эни, а кто угодно. Мы все носители.

Молчать на «точке доступа»и искать вообще какие-то другие способы контакта и присутствия в этом отсутствии нас, даже если рискуем не найти. Даже если просто помолчим 40 минут, пойдём домой и ничего не произойдёт ни с кем. Будет круто всё, в чем не будет иллюзии происходящего. И если что-то на самом деле начнёт происходить мы готовы присутствовать вообще без лимита, от ситуации. Как будто чувство, что нет никаких табу, но не хочется это фиксить, а просто иметь в виду.

Мы не хотим никаких сформулированных грамотно текстов о нас или нашем разъ**е. Хочется ломать конструкции, лишать их формы.

Мы не знаем как, это да. Поэтому опять молчать, как вариант оставаться шире слов

Если нужно, чтобы был текст, мы бы его уничтожали в моменте написания.

эни кто/нас нет/мы вышли из прошлого имени/оно осталось без нас/нас разъ****о наше прошлое и мы вышли из него/у нас нет ничего конкретного, кроме тела/конкретного тела в конкретном пространстве/мы неконкретное, обладающее нашим конкретным телом/конкретным телом в ленфильме/мы—тело в ленфильме/у нас вообще нет ничего конкретного, кроме тела, что мы можем дать или что у нас могут забрать/ не станет чужого платья, останемся мы в России. Тело, как единственная точка доступа)

Это единственная актуальная информация и мы не знаем, как с ней поступить. Мы хотим оставить максимально много пустого пространства. Это и выявляет нашу уязвимость лучше слов и сталкивает в неизвестности с аудиторией точки доступа. И если думать о тексте, то мы думаем о том, как проявить это, сделать видимым отсутствие, но пока не понимаем как. И, кажется, может не нужно. Хочется вместе с теми, кто придёт формулировать, о чем это. Чтобы не создавать контекстов задающих для них определённое направление. Они итак существуют исторически и будет круто, если придёт кто-то, кто не знает этого перфа и его смыслов заранее, а прочитать будет негде

Извините, что так, возможно, странно».

Исполнительница: Эни