Дискуссия посвящена актуальным проблемам критики в области искусства, в частности, театра и перформативных практик. Референсом для выбранного формата и поводом для разговора о критике стал Экспертный диван «Спонтанной Точки доступа»-2020, материалом которого были онлайн-проекты, созданные для digital-пространства и потребовавшие нового языка экспертизы. Медиальный успех «Дивана» и его контекстуальный кризис – точки выхода на разговор о кризисе критики в целом.
Мы опираемся на ряд свежих текстов, манифестирующих разрыв между критикой/теорией и практикой, между «ментальными поколениями» критиков/теоретиков, кризис адекватного, то есть со-временного осмысления, а также – критикующих иерархичность системы экспертизы, которая сформировалась в последние годы.
Шире говоря – нам хочется обсудить трансформации, которые вслед за всем миром переживает российская культура как часть «политики общества». Эти перемены касаются способа производства культуры, функций искусства и коммуникативных принципов его бытования.
Критика (а значит – и образование) не изменяется в соответствии с радикально изменившейся картиной в искусстве – в этом главный пойнт и наша боль. Если коротко, сдвиг в искусстве связан с проблематизацией «эстетического режима», то есть автономии искусства от политики, и становлением эстетического в рансьеровском смысле – то есть пониманием искусства как сферы, находящейся одновременно в шаге от политики и всегда политической, поскольку содержит в себе обещание другого мира. Мы приглашаем к дискуссии и практиков (сегодня дефиниция теоретики/практики тоже не работает), которым присущ новый взгляд на существо и целеполагание искусства.
- Почему важно это понять сейчас?
- Как из «любителей нового, с опорой на старое» (Анна Горбенко) превратиться в соратников нового?
- Как «библиотечное знание» (Борис Юхананов) конвертировать в реальный диалог с существующим театром? Как выйти за пределы «нарисованного облака» и вернуть здоровое отношение к профессии (Ната Михайлова)?
- Как перестать стыдиться «распределенной ответственности» (Мария Кувшинова)?
- Как «танцевать политически» (Дарья Юрийчук) и плясать от своей идентичности?
- Как определять качество вне сложившихся иерархий (Jenny Lantz) и релевантно ли понятие качества современному театру?
- Как сделать так, чтобы современная критика (российская) отражала «эмансипаторные потенциальности жизни и творчества» (Кети Чухров)?
- Почему борьба на поле теории и практики искусства сегодня является политической? Почему важно ее вести?