По итогам Спонтанной программы

Куратор Спонтанной и Основной программ
Алексей Платунов
Всего полтора месяца назад, в середине марта, команда «Точки доступа» собралась, чтобы обсудить как мы живем дальше. Официальное количество заболевших в стране едва перевалило за сотню случаев, на временный карантин закрылись только театры федерального подчинения, мы в основном сочувствовали жителям Италии и Испании и радовались промокодам онлайн-кинотеатров. Мир выглядел по-другому, но тучи явно сгущались.

Мы понимали, что наш «сайт-специфик» сжимается до экрана монитора и грустили вместе с теми художниками, которые писали о бессилии, отвращении к онлайну и желании тишины и погружения в себя.

«Спонтанная программа» родилась как игра, как вызов самим себе. Мы бодрились и говорили про Болдинскую осень, но внутренне были готовы и к провалу — как мы будем выбирать из десятка заявок средней сырости пять лучших?

Вместе с тем была и робкая надежда — на коммуникацию, на проблески новых форм, на удивление в конце концов…

…Когда количество заявок перевалило за полторы сотни, и мы физически не успевали вносить проекты в нашу сводную афишу, то прокляли всё на свете.

Наши ощущения достаточно точно описывает пространная цитата из пьесы Павла Пряжко «Поле»: «Яиц у нас завались, ещё ни одного года такого не было, чтобы птицы так неслись. Что курицы, что утки, что гуси… Тут на ферме аврал вообще молока столько, что уже не знаю вообще что они собираются с ним делать! Коровы эти как взбесились просто. Три телёнка! Ожидаем ещё двоих! Если как говорит этот агроном из администрации, вмешается странный аттрактор, их вообще может быть 12! Это же всё надо подготовить место! Мы мясом задушимся вообще в этом году!»

На смену малопродуктивной тоске пришли совсем другие эмоции — радость открытия новых имён, растерянность от нехватки инструментов анализа, ужас осознания безграничной активности авторов, веселая злость открытой дискуссии, удивление от многообразия возможных форм.

Мы увидели, что единственная возможная классификация увиденного — это классификация Борхеса:
Животные делятся на: а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включённых в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух
Теперь мы воспринимаем спектакль, разыгрываемый по ролям в Zoom, как театр классической формы, а проекты, которые ещё полгода назад просто взрывали бы наш мозг, «вполне конвенциональными».

Ещё одна важная вещь случилась — в общем поле смешались разные языки, разные способы разговора — рядом стояла панк-интервенция в стиле телевидения начала 90-х («Яйцеголов») и точно рассчитанное телефонное путешествие в 60-е («Алло»), домашний салон («Play me out») соседствовал с хаотичным бурлеском («Нарушение изначально концепции № 6»), а 6-секундные перформансы («Skip Ad») с трёхнедельными свиданиями («Medlennye svidaniya»).

Мы хотели узнать, «что день грядущий нам готовит» и получили ответы, которые не всегда соотносятся с нашим представлением о том, как всё должно быть устроено. Эти ответы говорят о новой этике, о границах «цифровой прозрачности», о том, что мы можем считать «осознанным восприятием». Можно ли «смотреть» спектакль во сне («Солнышки, пора спать»)? Можно ли рыться в чужом цифровом теле («CLOUDME»)? Можно ли меняться цифровыми телами («Согласие на обработку персональных данных»)?

Многие опыты программы становились средствами индивидуальной и социальной терапии, позволяя нам ощущать себя и мир вокруг, подтверждая мысль о том, что человеку нужен человек («Единство одиночества», «Игрушки Люшера», «Одиссея COVID-19», «Вавилонская прогулка», «Про мат», «Three's crowd», «И кто если (не) я», «Nobody see», «Рецепт приедет»).

Другие перформансы исследовали, как устроено наше общество, какие законы мы сами себе устанавливаем и по каким готовы жить в мире будущего («i don’t want to see this», «VOБЛАGО», «Человек 2.0»).

Сайт-спецификом Спонтанной программы становились не лофты, парки и заводы, а TikTok («Ванпанчмен»), Instagram («CoVibe-19»), Facebook («Decameron 2020»), Telegram («Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне»).

Во время Экспертных диванов мы формулировали, что уже невозможно расширять границы — их надо отменять, мы отменяли иерархию экспертизы, потому что необходимо искать новые инструменты и критерии оценки, мы прошли путь от одномерного «взгляда свысока» до формата 5D, когда по формуле Дюрренмата весь процесс превращается в «наблюдение за наблюдающим за наблюдателями».

Мы наблюдали, как многие институции нащупывают свои онлайн-форматы, как расширяется дискуссия, как многие повторяют уже сказанное нами, но не испытывали досады, не хотели «застолбить» свое право первенства. Нам гораздо важнее слушать музыку сфер, ловить волны этой музыки и усилять их силой всех наших ресурсов.

«Спонтанная программа» завершена и надо раздавать премии, говорить официальные речи, подводить итоги. Формально мы делаем это 6 мая, но понимаем, что всё только начинается и дальше будет гораздо интереснее. Поэтому остаемся на связи и готовим новые точки входа для доступа к новой реальности.
ПРОГРАММА
ФЕСТИВАЛЬ
РАССЫЛКА