Теперь мы воспринимаем спектакль, разыгрываемый по ролям в Zoom, как театр классической формы, а проекты, которые ещё полгода назад просто взрывали бы наш мозг, «вполне конвенциональными».
Ещё одна важная вещь случилась — в общем поле смешались разные языки, разные способы разговора — рядом стояла панк-интервенция в стиле телевидения начала 90-х («Яйцеголов») и точно рассчитанное телефонное путешествие в 60-е («Алло»), домашний салон («Play me out») соседствовал с хаотичным бурлеском («Нарушение изначально концепции № 6»), а 6-секундные перформансы («Skip Ad») с трёхнедельными свиданиями («Medlennye svidaniya»).
Мы хотели узнать, «что день грядущий нам готовит» и получили ответы, которые не всегда соотносятся с нашим представлением о том, как всё должно быть устроено. Эти ответы говорят о новой этике, о границах «цифровой прозрачности», о том, что мы можем считать «осознанным восприятием». Можно ли «смотреть» спектакль во сне («Солнышки, пора спать»)? Можно ли рыться в чужом цифровом теле («CLOUDME»)? Можно ли меняться цифровыми телами («Согласие на обработку персональных данных»)?
Многие опыты программы становились средствами индивидуальной и социальной терапии, позволяя нам ощущать себя и мир вокруг, подтверждая мысль о том, что человеку нужен человек («Единство одиночества», «Игрушки Люшера», «Одиссея COVID-19», «Вавилонская прогулка», «Про мат», «Three's crowd», «И кто если (не) я», «Nobody see», «Рецепт приедет»).
Другие перформансы исследовали, как устроено наше общество, какие законы мы сами себе устанавливаем и по каким готовы жить в мире будущего («i don’t want to see this», «VOБЛАGО», «Человек 2.0»).
Сайт-спецификом Спонтанной программы становились не лофты, парки и заводы, а TikTok («Ванпанчмен»), Instagram («CoVibe-19»), Facebook («Decameron 2020»), Telegram («Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне»).
Во время Экспертных диванов мы формулировали, что уже невозможно расширять границы — их надо отменять, мы отменяли иерархию экспертизы, потому что необходимо искать новые инструменты и критерии оценки, мы прошли путь от одномерного «взгляда свысока» до формата 5D, когда по формуле Дюрренмата весь процесс превращается в «наблюдение за наблюдающим за наблюдателями».
Мы наблюдали, как многие институции нащупывают свои онлайн-форматы, как расширяется дискуссия, как многие повторяют уже сказанное нами, но не испытывали досады, не хотели «застолбить» свое право первенства. Нам гораздо важнее слушать музыку сфер, ловить волны этой музыки и усилять их силой всех наших ресурсов.
«Спонтанная программа» завершена и надо раздавать премии, говорить официальные речи, подводить итоги. Формально мы делаем это 6 мая, но понимаем, что всё только начинается и дальше будет гораздо интереснее. Поэтому остаемся на связи и готовим новые точки входа для доступа к новой реальности.