К Основной программе

Куратор Спонтанной и Основной программ
Алексей Платунов
VI Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа» уходит в онлайн. Уход фестиваля в онлайн сам по себе не новость: перед глазами примеры Teatertreffen и Burning Man. Для одних это единственная возможность остаться со своей аудиторией, для других — отчаянная попытка заменить себя виртуальной копией. Не будем лукавить — решение о переходе в онлайн было сложным. Мы мечтали о лете, когда все выйдут на улицу и будут обниматься в парках и на площадях, а мы будем счастливо совершать сайт-специфические интервенции.

Но «Точка доступа» всегда исследовала новые территории и пограничные состояния. Нас интересует еще не устоявшееся, зыбкое и рисковое. А самое главное — «Точке доступа» всегда были интересны инструменты коммуникации — мы осваиваем городские пространства и ищем новые аудитории, чтобы соединить несоединимое, обозначить возможность контакта и разговора в нашем сегрегированном мире. Поэтому в новом для нас пространстве мы ищем новый язык, новые способы художественного, новые темы для разговора. И по этой же причине мы не воспринимаем события предлагаемой программы как товары в продуктовой лавке — всё это скорее части неразрывной экосистемы, где Образовательная и Основная программы неотделимы друг от друга и являются скорее направляющими векторами для общего разговора — что такое сегодня искусство и где в нем сегодня человек.

Мы не делим наших участников на «мэтров» и «дебютантов», поэтому в программе на равных участвуют театр Vidy-Lausanne и Мария Пацюк, Rimini Protokoll и Элина Куликова, Владислав Наставшев и Дмитрий Крестьянкин, Семен Александровский и лаборатория «Вокруг да около».

Новое пространство обладает и существенным преимуществом — здесь нет физических границ. Спектакли художников из России, Швейцарии, Латвии, Великобритании, Германии и США одинаково доступны зрителям Петербурга и Хабаровска, России и Эстонии, Казахстана и Бразилии — везде, где есть русскоязычная аудитория.

Откроет программу премьера Владислава Наставшева «Черновик» в постановке Русского Рижского театра. Герои пьесы Сергея Уханова живут в вечной самоизоляции и не могут разорвать порочный круг воспоминаний и травм. Время и пространство размываются, реальность становится неотличимой от незаконченного черновика, отработанного и выброшенного в корзину материала. Здесь можно было бы провести очевидную аналогию с нашим общим «запертым» состоянием, но zoom-спектакль Наставшева про бОльшее — про вечное ожидание будущего, которое никогда не случится, потому что мы всегда состоим из прошлого. Форма zoom-спектакля кажется нам уже почти классической, традиционной, поэтому важно, что работает с этой формой режиссер, который одинаково успешно существует и в независимых театрах-студиях, и на больших сценах государственных театров.

Параллельно с «Черновиком» мы запускаем радикально отличающийся по форме и содержанию перформанс. «CLOUDME» Марии Пацюк и Николая Мулакова — это цифровой ответ перформансу «Ритм 0» Марины Абрамович. Перформанс, может, даже более радикальный, потому что в «цифру» переведено не наше уязвимое тело, а наши действия и мысли, наши социальные связи и личные отношения. Зритель, управляющий компьютером, вытаскивающий на всеобщее обозрение самое сокровенное, становится равным перформеру, его действия становятся высказыванием не об исследуемом, а об исследователе. В этом опыте нам видится и более глобальное высказывание о мире будущего, где цифровая прозрачность станет нормой и границы личного сильно сузятся или существенно видоизменятся.

Киберспектакль Семена Александровского «Брак» по специально написанной для фестиваля пьесе Аси Волошиной тоже говорит о мире будущего. В 2035 году семейная пара проводит ностальгическое свидание в винрарном приложении zoom. Вместе они вспоминают как прожили 15 лет вместе, и как менялся мир вокруг. Это спектакль про будущее наших отношений и про то, что это будущее невозможно сконструировать, ведь временная матрица всегда будет расползаться.

О будущем и онлайн премьера спектакля театра Vidy-Lausanne «Быть Ариэль Ф. Прямой эфир». Перформер Симон Сен купил на черном рынке цифровую копию тела простой британской девушки. Симон обстоятельно описывает технологию оцифровки, процедуру покупки, пытается вжиться в это цифровое тело, а потом решает поговорить с «прототипом». Он франкофон, она англичанка, он — артист, она — специалист по продажам, он — сова, она — жаворонок. Кажется, что у них нет общих тем для разговора, но они чувствуют странную связь и пытаются найти точки соприкосновения. Спектакль, воспроизводящий паттерны сериала «Черное зеркало» превращается в рассказ о нашей неполноте без Другого и о преодолении наших границ — как телесных, так и ментальных.

Элина Куликова преодолевает эти границы с помощью модернизированных технологий 18 века. Ее спектакль «Все письма — это письма о любви» — трехнедельная переписка с незнакомцем, попытка найти перформативное в длительном, театральный сериал в письмах. В попытке отыскать будущее мы обращаемся не к опыту ретрофутуристического 20 века, а ищем рифмы в эпистолярных романах английских сентименталистов, в творчестве Руссо, де Лакло и Гёте.

К прошлому обращается и «Спектакль в коробочке» — совместная продукция фестиваля, V-A-C Foundation и творческой лаборатории «ВОКРУГ ДА ОКОЛО». «Спектакль в коробочке» предлагает нам пройтись по Венеции и отыскать в ней призраки советского готического романа. Это путешествие помещено в «коробочку» текстового сайта с картинками и аудиодокументацией, выполненного в стилистике, возвращающей нас к истокам Рунета. Так мы ищем отголоски прошлого сразу в нескольких пластах — несбывшейся советской мечте, такой недоступной нам сегодня Венеции и моделях сетевого поведения родом из 90-х.

Таким же «спектаклем в коробочке» стал и опыт автотеатра Тима Этчеллса (Forced Entertainment) и Энта Хэмптона. Для спектакля «Not to scale» вам понадобятся два смартфона, пара карандашей, ластик и чистый лист бумаги. А дальше вместе с собственноручно нарисованными персонажами вы будете ставить веселые и страшные философские эксперименты про природу повествования и способы коммуникации. Схематичные рисунки оживут и пройдут сложный путь созидания и разрушения, накопления энергии и неизбежной энтропии. Lo-Fi карнавал домашней анимации покажет и массовую резню вычеркивания, и чувственное взаимопроникновение написанных слов, и палимпсест наслаивающихся друг на друга рисунков.

Освоить игровые практики мы можем вместе с Тассосом Стивенсом — британским режиссером, совмещающий в своей работе партиципаторные арт-практики и гейм-дизайн. Его «агентство приключений» Coney занимается проектами на стыке театра и компьютерной игры. Помимо мастер-класса Стивенс представит и работу своей компании, где зрители превратятся в персонажей компьютерной игры.

В этом году наша программа существует еще и в рамках общеевропейского проекта «Новые технологии и инновации в театре», проводимого совместно с эстонскими партнерами. Серия проектов, которые мы запустим в июле, будет посвящена теме границы и ее преодоления. На примере двух городов — Нарвы и Ивангорода, двух стран — России и Эстонии — мы исследуем разные способы преодоления границ: языковых, физических, ментальных и даже межвидовых.

Про преодоление границ и исторический камбэк Rimini Protokoll со спектаклем «Call Cutta at Home». 12 лет назад спектакль «Call Cutta in a Box» стал прорывом в понимании возможностей театра. Разговор с анонимным оператором колл-центра в Индии стал одним из первых постколониальных высказываний сайт-специфика. Сегодня мы возвращаемся к этому все еще актуальному опыту в новой форме.

Как выглядят невидимые работники колл-центров? Что значит аутсорсинг значит во времена пандемии? Можно ли превратить индийский дом в колл-центр? Когда искусственный интеллект заменит такие услуги? Вместе с Rimini Protokoll мы стараемся вернуть человеческое обезличенному.

Спектакли и опыты, которые мы собрали в программу, хоть и существуют в онлайне, в первую очередь не про технологии и не про эпидемию и даже не про будущее.

Они про нас.


ПРОГРАММА
ФЕСТИВАЛЬ
РАССЫЛКА